|
Об электрических
автомобильных подогревателях
|
Так сложилось, что на протяжении многих лет,
мы занимаемся
конструированием и
производством
электронагревательных элементов(ТЭН) именно для
автомобильных подогревателей . Естественно
накопились определенные знания в этой области,
сложилось свое видение в вопросах
электрического подогрева автомобилей в холодное
время года. Сложился свой подход к
конструированию изготовлению
электронагревательных элементов для
атоподогревателей. Отработалась,
достаточно хорошо, технология изготовления,
вопросы качества. На основании приобретенного
опыта и знаний в данной сфере, попытаемся
дать обзорный материал по конструкциям
автоподогревателей, о области их применения, о
достоинствах и недостатках, естественно с нашей
точки зрения, как производителей нагревательных
элементов и как эксплуатирующих многие из ниже
упомянутых устройств на своих автомобилях и как
людей продолжительно работающих в этой области и
хорошо знакомых с многими вопросами и с основной
частью производителей. Деятельность
в этой области началась 1998 году , с
сотрудничества
Тюменским заводом «ТАТЭ», которого уже не
существует , но в то время у них был сильный
конструкторский отдел и этой темой занимались
серьёзно. Тюменский завод "ТАТЭ" можно считать
родоначальником электрических предпусковых
подогревателей в России. Конструкция и сама идея
автомобильного подогревателя, мягко говоря,
позаимствована, у фирмы «DEFA» Норвегия и «Hotstar»
США , конструкция их в принципе не изменилась до
сих пор.
www.kimhotstart.ru
► |
|
|
|
Теперь о самих
подогревателях и их конструкций. |
|
Прежде всего
необходимо отметить, электроподогреватель зимой вещь удобная и
полезная, еcли, конечно есть возможность его
подключения в сеть на стоянке. Особенно полезна
для наших «Жигулей», «Волг», «Газелей», кто
поставил все очень довольны. Широко сейчас
используется и на иномарках. Не будем забывать,
что и сама идея подогревателей пришла из-за
рубежа и там ими пользуются достаточно широко
грет все, от легковых автомобилей до тепловозов,
у нас пока это не принято, хотя климат более
суров.
Я бы разделил все типы производимых
автоподогревателей на две категории с
естественной, гравитационной, теплопередачей
тепла в жидкости и принудительной. Первые, по
сути представляют собой «кипятильник»
специальной конструкции позволяющей закреплять
их в охлаждающей оболочке блока цилиндров, или в
патрубок радиатора. Они обычно имеют небольшую
мощность порядка 0.5-0.8 КВтч, в последнее время
появились и более мощные, и как правило не имеют
регулирующих температуру нагреваемой жидкости
терморегуляторов, но могут иметь
термопредохранитель защищающий от возгорания при
работе без охлаждающей жидкости. При
встраиваемых, в блок нагревателе это не
актуально, то для устанавливаемых в патрубок
радиатора это полезно, на некоторые сейчас
модели стали ставить терморегуляторы. На части
моделей "Магнум" такие регуляторы имеются.
Достоинством данных подогревателе является их
простота конструкции и дешевизна, они
предназначены для длительной работы, нагревают
двигатель за 1-2 часа, до определенной
температуры пока не установится тепловой баланс
между нагреваемым двигателем и окружающей
средой, далее температура двигателя
поддерживается за счет отдачи тепла в окружающую
среду. К данному типу, из Российских, можно
отнести подогреватели «Лестар» - Лидер, «Старт
М1», «Старт М2» -ТюменьАтодеталь, подогреватель
ЭПД «ТERMA» Пермь, выше упомянутый "Магнум". На
сегодняшний день, с отечественного рынка
практически исчезли подогреватели, встраиваемые
в блок, их, заменили подогреватели в страиваемые
в нижний патрубок радиатора, хотя за рубежом они
широко используются, "DEFA" представляет на
рынке довольно-таки широкую линейку подобных
подогревателей. Сказывается видимо консерватизм
наших автовладельцев, которые не хотят смерится
с необходимостью удаления технологической
заглушки в блоке цилиндров, для установки
подогревателя. |
|
   |
|
Примеры типичных
подогревателей встраиваемых в блок цилиндров,
фирмы «DEFA», Конструкции наших производителей
являются практически клонами , не считая
разъема, обычно просто оснащаются просто кабелем
с вилкой. Не имеют терморегуляторов, они здесь
практически и не нужны. |
|
|
Пример встраиваемого в блок подогревателя
Российских производителей
ЗАО "Лидер" мы видим наличие шнура с вилкой, что
не всегда удобно. Мощность 600-700W
◄
Подогреватель от "ТюменьАвтодеталь"
"Старт-М",
наконец появился разъем
Мощность 600-700W
►
.
|
|
|
Подогреватель
фирмы "DEFA" встраиваемый в парубок радиатора
уже имеет терморазмыкатель.
|
|
|
◄Подогреватель
фирмы "DEFA"
Установка подогревателя фирмы «DEFA» в патрубок ► |
|
|
|
|
|
|
Аналоги наших
производителей: "Старт-М", "Лестар" "Сибирь-М" |
|
 |
|
|
|
Аналоги наших
производителей: "Старт-М", "Лестар"
"Сибирь-М". Этот тип подогревателей можно
порекомендовать тем, кто может оставлять машину
с включенным подогревателем на длительное время,
или использует его для поддержания теплого
двигателя, между поездками. Подогреватель
простой , надежный, маломощный, но способный
поддерживать двигатель постоянно в хорошо
прогретом состоянии. Невысокая стоимость. |
|
Автомобильные
подогреватели марки "Магнум" можно выделить
отдельной линейкой " Магнум 1" " Магнум 7" "
Магнум 4"
|
|
|
|
|
|
" Магнум 7"
мощностью 2,0 Kw., наверно единственный из
Российских подогревателей подобного типа,
предназначен для грузовых автомобилей. |
|
Другой тип
автомобильных предпусковых электрических
подогревателей, имеет принципиальное отличие.
Жидкость в них подается в блок цилиндров
принудительно. Рассмотрим устройство такого
подогревателя, разберемся как он работает. |
|
◄
Подогреватель "Старт - классик"
Схема устройства подогревателя 1- Корпус, 2 - Клапан,
3 - терморазмыкатель
Имеется емкость, в которой расположен нагревательный элемент, в ёмкости
имеется два патрубка, в одном из которых
находится клапан. Именно наличие клапана вносит
принципиальное отличие в работу данного типа
подогревателей, мы имеем принудительное
перемешивание охлаждающей жидкости, путем
прокачивая ее через подогреватель при помощи
своеобразного "насоса". Резервуар подогревателя
имеет не большой объем, 0.2-0,5 дм3 (для
легковых автомобилей ), мощный 1-2 КВт. ТЭН.
Разогрев охлаждающей жидкости происходит очень
быстро, в резервуаре резко повышается давление,
за счет чего клапан закрывается, при дальнейшем
повышении давления, жидкость выбрасывается через
открытый патрубок в блок цилиндров, при этом
давление в корпусе подогревателя падает, под
давлением столба охлаждающей жидкости клапан
открывается и новая порция поступает в
резервуар. Процесс повторяется. Устанавливается
такой подогреватель с помощью дополнительной
фурнитуры (штуцера, шланги, кронштейны),
прогревает двигатель за 20-30минут, в
зависимости от мощности нагревателя и объема
охлаждающей жидкости двигателя. В таких
подогревателях полезно обратить внимание на
наличие двух терморазмыкателей, один
используется для поддержания необходимой
температуры тосола, второй несет защитную
функцию и предназначен для отключения при
перегреве, в ситуациях когда нарушаются
нормальные условия эксплуатации подогревателя,
например когда имеет место завоздушивание
системы. Такой терморазмыкатель имеет кнопку
возврата, которая предназначена для установки
его, после срабатывания, в рабочее положение. В
некоторых конструкциях кнопка находится под
крышкой клеммой коробки, в некоторых выведена
наружу. Но в любом случае она должна быть.
Другой немаловажной деталью является конструкция
клапана. От его зависит надежная работа
подогревателя. В большинстве конструкций
используется шариковый клапан, конструкция
опробованная работает вроде неплохо, но капризы
бывают, при этом нагреватель просто начинает
дольше прогревать двигатель по времени, критичен
к отклонению корпуса от рабочего положения.
Поэтому при монтаже надо обращать на это
внимание и следовать инструкциям по монтажу. Еще
более капризны пластинчатые клапаны, ранее они
ставились на нагреватели у "Лидера", на других я
не видел, залипают или при открытии упираются в
ТЭН, там застревают, такие козни случаются с
ними. Очень надежная конструкция клапана была у
нагревателей "Газсервиса", не знаю повторит кто
либо ее из сегодняшних производителей или нет,
но конструкция оригинальная и я считаю
заслуживает внимания. Подогреватели данного типа
являются самыми распространенными в России, из
за того что имеют меньшее, по сравнению с
другими типами подогревателей, время прогрева
двигателя. Стоимость их конечно выше, по
отношению к гравитационным. Устанавливаются
такие подогреватели на автомобилях при помощи
набора штуцеров и шланг, которые обычно имеются
в наборе с подогревателем или продаются
отдельно. Рационально использовать такой
подогреватель, когда требуется довольно быстро
прогреть двигатель, например машина на стоянке,
утром пришел, мороз, включил покурил минут
двадцать завел. К недостаткам следует отнести,
более сложная конструкция, наличие большого
количества дополнительных соединений, добавочные
шланги, штуцера, конструкция более дорогая. Но
пользуется успехом. |
|
|
|
|
|
Подогреватель "Северс"
компании ЗАО "Лидер". |
Подогреватель
"Старт" |
Подогреватель "Сибирь" |
|
Импортные
подогреватели данного типа. |
|
|
|
 |
|
|
|
Подогреватель фирмы
"HOTSTART" www.kimhotstart.ru |
|
Подогреватели фирмы "DEFA"
мало чем отличаются от наших.
|
|
. |
|
Еще один тип
подогревателей. Это
подогреватели с помпами, где для принудительной
прокачки охлаждающей жидкости применяются
встроенные в подогреватель электрические помпы.
Подобный гибрид мы делали для эксперимента, лет
десять назад, Опытный образец испытывался целый
сезон на автомобиле "Волга". Идея создания такой
конструкции была в том, чтобы заставить
циркулировать нагретую жидкость через печку и
тем самым подогревать салон. Салон при такой
конструкции прогревался градусов до +15, при
минус 20-25 градусов на улице. Все бы было
хорошо , но данная конструкция требовала
дополнительного блока управления, с выпрямителем
, понижающим трансформатором, так как помпа 12
вольт. и так далее, в то время элементная база
не позволяла сделать ее достаточно компактной и
удобной. Поэтому это казалось неоправданно
дорого и не нужно, тема не получила поддержки и
была отложена до лучших времен. Сейчас на такие
подогреватели ставятся двигатели 220V.
Выпускаться в последние годы стало
достаточно много. Насколько они лучше пока
трудно сказать, но значительно дороже.
|
|
|
|
|
|
Принцип устройства, конструкция и общий вид
подогревателей фирмы "Hotstart" c встроенной
помпой. www.kimhotstart.ru |
|
|
|
|
|